Previous Entry Поделиться Next Entry
Реакция властей и интеллигенции на погромы националистов возвращает нас во времена Николая II
rafah merkava.jpg
melnik444
Возвращение черной сотни
[Перепост. Текст написан 28.12.2010, но актуальности не потерял]

....память о том, чем кончилась терпимость к нацистам в либеральной Веймарской республике, еще жива. Россия же этого иммунитета не имеет, и кажется, что опыт XX века просто прошел мимо. Правозащитник Евгений Ихлов весьма уместно сравнил нынешнюю реакцию либералов на антикавказские выступления с аналогичной реакцией интеллигенции на кишиневский антисемитский погром в начале прошлого века. Это настолько удачная аналогия, что хочется рассмотреть ее поподробнее.

Зимой 1903 года в Дубоссарах был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная на тот момент кишиневская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом и черносотенцем Павлом Крушеваном, стала публиковать слухи о том, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в каком-то ритуале. Следствие опровергло эти слухи (а позднее и обнаружило настоящего убийцу, которым оказался родной дядя погибшего, сделавший это из-за наследства). Разумеется, публика опровержениям не поверила и сочла, что следствие прогнулось под давлением евреев. В городе появились листовки с призывами к погромам. Еврейская община обратилась к провинциальной администрации и к кишиневскому митрополиту Иакову. Администрация приказала лишь незначительно увеличить патрули во время празднования Пасхи, а митрополит и вовсе никаких мер не предпринял, а затем заявил, что «бессмысленно отрицать тот факт, что еврейская секта «Хузид» практикует питье христианской крови втайне от своих собратьев по религии». 

6 апреля начался погром, которому практически не препятствовали власти. Видя свою полную безнаказанность, на следующий день погромщики (в основном подростки) принялись за дело с удвоенной силой. В погроме погибло 49 человек, более 500 были искалечены, более 1500 домов разрушено и разграблено.

Следует также отметить, что в организации кишиневского погрома значительную, если не основную роль, играли черносотенцы, главным лозунгом которых была триада «Православие. Самодержавие. Народность». Черносотенцы использовали черно-желто-белый имперский флаг и пользовались поддержкой властей и полиции, что сказалось и в ходе кишиневского погрома. А вскоре после погрома Крушеван получил от царя Николая II письмо, в котором царь высоко оценил журналистскую его деятельность.

 Любопытна также реакция интеллигенции. Решительно осудили погромы наиболее видные писатели того времени, такие, как Лев Толстой и Владимир Короленко. Наибольшая же часть интеллигенции не отреагировала никак. Та же часть, которая-таки решила выразить протест, «чтобы сохранить объективность», предложила отразить в протесте, что : а) все шинки в черте оседлости принадлежат евреям и это проблема; б) евреи всеми правдами и неправдами лезут в крупные города и создают конкуренцию русским купцам, ремесленникам и рабочим – на это нельзя закрывать глаза; в) существует конфликт православной и семитской культур – это надо обсудить; г) евреи заполонили революционные и либеральные организации и подрывают монархию – что нарушает предустановленную гармонию.

 Убийство подростка – слухи – обвинения правоохранителей в продажности – призывы к погромам – бездействие властей – погромы – бездействие правоохранителей – привластная молодежь с имперскими флагами – поддержка первого государственного лица – оговорки либеральной интеллигенции.

Прошло чуть более 100 лет – и что изменилось? Кроме того, что теперь раздражает не фрейлехс, а лезгинка…"



?

Log in

No account? Create an account